«Нужна воля городских властей». Почему Челябинску пора технологически «поумнеть»

В южноуральской столице реализуются проекты в сфере общественного транспорта и ЖКХ, входящие в концепцию «умный город». Но их широкому применению мешает недостаток финансирования.

В Челябинске предпринимаются попытки внедрить новые технологии, которые являются частью концепции «умный город». Появляются безналичные системы оплаты проезда в общественном транспорте, причем если раньше горожанам приходилось заводить специальную транспортную карту, то сегодня приложение можно установить и на обычную банковскую карту. Запускаются  дистанционные способы управления освещением и теплоснабжением помещений. Общественные организации заявляют о необходимости установки автоматического экомониторинга на заводах. А автомобилисты после внедрения «умных светофоров» с секундным таймером на табло почувствовали необходимость в адаптивном светофоре, который будет подстраиваться под трафик и, если поток машин небольшой и пешеходов мало, на более длительное время включать зеленый сигнал. «Деловой квартал» выяснил у компаний-инноваторов, как выявляется необходимость той или иной разработки и с какими трудностями во время ее внедрения они сталкиваются.

Высокие технологии проникают в повседневную жизнь все большего количества людей. Причем речь идет не только о масштабных проектах, но и о мелких задачах, таких, например, как открытие подъездных дверей, ворот, шлагбаумов и так далее, — рассказывают специалисты компании «Интерсвязь» о внедрении проекта «Теледомофон», который позволяет открывать входные двери с помощью смартфона.

Обычные ключи от домофона теряются, ломаются, а зайти в дом, когда руки чем-то заняты, довольно сложно, объясняют необходимость проекта в «Интерсвязи». Кроме того, современный человек практически никогда не расстается со смартфоном, поэтому нажать на нем кнопку проще, чем найти связку ключей.

Теледомофон также полезен и для управляющих компаний: нет необходимости заказывать ключи от каждой двери и нести дополнительные расходы в случае их утери. Ответственное лицо от управляющей компании может выдать доступы сотрудникам в несколько кликов. Все события фиксируются в электронном журнале, а режим диспетчера позволяет в случае необходимости удаленно открывать двери,  поясняют в «Интерсвязи».

Услуга была запущена лишь для некоторых домов в 2016 г. И первое время вызывала удивление и скепсис у людей, не все были уверены в ее целесообразности, отмечают в компании. Сейчас в Челябинской области теледомофоном пользуются более 500 тыс. человек. 

Помимо того, что челябинцы могут открывать дверь, даже не подходя к ней,  у жителей города появилась возможность с помощью онлайн-сервиса напрямую обращаться в управляющие компании. Сервис «Обратиться в жэк» был запущен «Интерсвязью» в 2018 г. По мнению специалистов компании, ТСЖ (товарищества собственников жилья) технологически  отстают от потребностей современности, потому что для модернизации необходимы крупные инвестиции.

По заявке от УК происходит их включение в общую систему: уже сейчас более 60 управляющих компаний Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Сосновского района и Кургана участвуют в проекте «Обратиться в жэк». Нами создана система учета и регистрации обращений; сервис позволяет в режиме онлайн принимать заявления, обрабатывать их, вести диалог с собственниками жилья, уведомлять об авариях и плановых работах, а также получать заявки на предоставление платных услуг, — рассказывают о сервисе специалисты «Интерсвязи».

Заявка, которую с помощью смартфона отправляет житель дома, приравнивается к официальному заявлению в управляющую компанию. Более того, автор заявки видит, когда она принята, когда ее передали в работу и когда требования выполнены. Для того чтобы наглядно проиллюстрировать проблему, в приложении можно прикрепить фото. Сейчас этой услугой пользуются 300 тыс. владельцев квартир, сообщают в «Интерсвязи».

Параллельно технологии «умного города» коснулись работы общественного транспорта. В августе 2018 г. в Челябинске запустили сервис бесконтактной оплаты проезда: в двух автобусах и нескольких маршрутных такси оплатить проезд теперь можно с помощью карт Masterсard, МИР, гаджетов с NFC-технологией и мобильных телефонов со специальными приложениями, в которые загружены данные банковской карты. Проект запущен при поддержке Сбербанка: по мнению его представителей, бесконтактные платежи в транспорте являются необходимым  этапом движения к удобной городской инфраструктуре.

Теперь и  челябинцы могут оплачивать проезд новым способом, без использования наличных или проездного. Смартфон всегда под рукой и оплату можно произвести буквально в одно касание. Это дополнительный комфорт и экономия времени,  комментирует проект заместитель управляющего Челябинского отделения Сбербанка Андрей Антонов.

По мнению министра экономического развития Челябинской области Сергея Смольникова, в дальнейшем  наличие возможности оплатить проезд картой может быть непременным условием  для каждого перевозчика,  который будет работать на муниципальных маршрутах. Сейчас единые требования к перевозчикам уже формируются, отмечает чиновник.

Оптимизация транспорта должна прежде всего дать челябинцам возможность быстро и точно рассчитывать маршрут, полагает преподаватель антишколы «Корпус», специалист по технологиям «умных городов» Константин Головань.

Нужно установить на все маршрутки GPS-трекеры, в качестве которых могут быть использованы обычные смартфоны, и подключить их к приложению «Яндекс.Транспорт». Уже на этом этапе можно будет строить полный маршрут со всеми пересадками и видеть текущее положение всех транспортных средств, участвующих в этом маршруте. Далее, имея полную статистику использования общественного транспорта, нужно оптимизировать маршруты, чтобы они справлялись с нагрузками в часы пик и минимально дублировали друг друга. В дальнейшем можно даже ввести единый проездной,  отмечает Константин Головань.

Помимо этого, по мнению эксперта, необходимо автоматизировать сбор показаний счетчиков коммунальных услуг. Сейчас с некоторыми управляющими компаниями в Челябинске ведется подобная работа, отмечает преподаватель «Корпуса». Однако необходим единый центр сбора этой информации, который позволит оптимизировать коммунальные расходы в масштабе всего города.

Обе эти идеи возможно реализовать в течение 2-5 лет, но нужна воля городских властей и желание найти пути сотрудничества со всеми участвующими сторонами. За рубежом двигаются примерно в этом же направлении  оптимизация и экономия. И начинают с транспорта и коммунальных услуг,  говорит Константин Головань.

Среди интересных зарубежных проектов эксперт называет систему оплаты общественного транспорта в китайском городе Иньчуань. Там деньги за проезд снимаются со счета после того, как в транспорте специальная программа распознает лицо того или иного гражданина. Однако для Челябинска эта изящная и современная идея слишком дорога в реализации, особенно на фоне необходимости решать более насущные проблемы.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.