На пути к глобальному лидерству: тренды и вызовы компьютерного инжиниринга

На пути к глобальному лидерству: тренды и вызовы компьютерного инжиниринга
Иллюстрация: Южно-Уральский государственный университет

В прошлом году Минобрнауки России в результате открытого публичного конкурса одобрил создание инжиниринговых центров. Один из победителей проекта – Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ.

О планах и перспективах, первых победах и проблемах Центра компьютерного инжиниринга Южно-Уральского государственного университета мы беседуем с его научным руководителем, проректором по стратегическому развитию ЮУрГУ, профессором Андреем Владимировичем Келлером.

Андрей Владимирович, как Вы оцениваете состояние отечественного рынка инжиниринговых услуг?

По оценкам экспертного сообщества, мировой рынок инжиниринга составляет около 700 млрд. долларов. Причем на долю России приходится менее процента. Причина в том, что в нашей стране инжиниринговая услуга до сих пор статистически не оформлена. Вспомним 80-90-е годы: никакой серьезной исследовательской, проектной деятельности в масштабах страны в это время не велось. А в советской системе проектирование было интегрировано в профиль отраслевых институтов, в специальные конструкторские бюро. Как отдельная сфера деятельности инжиниринг не оформлялся, тогда как во всем мире он давно выделился в отдельное направление. Поэтому Россия по сути находится на этапе становления рынка инжиниринга.

По оценкам экспертов, объем мирового рынка инжиниринга за 8 лет увеличился с 542 млрд долл. до 725 млрд долл. США, причем ожидается дальнейший рост до 4% в год. Согласно прогнозам, объем российского рынка будет расти вдвое быстрее мирового со скоростью около 8% в год и к 2019 году достигнет 272 млрд рублей.

Ключевые тренды развития российского рынка инжиниринга – это быстрые технологические изменения и рост сложности проектов, что приводит к необходимости сокращения цикла ввода новых продуктов, развитию цифровых технологий и выраженной мультидисциплинарности исследований. Происходит конвергенция отраслей – технологии и материалы, опробованные в одной отрасли, распространяются на другие, появляются принципиально новые технологии.

Свой вклад в изменение трендов инжиниринга вносит и глобализация. Сегодня налицо расширение круга стран – технологических лидеров, повышение доступности идей, технологий и потенциальных партнеров. Продолжается географическая диверсификация рынка, идет сдвиг фокуса в поиске квалифицированной рабочей силы с развитых рынков на развивающиеся.

А если говорить о конкретных объемах рынка?

По данным статистического обследования НИУ ВШЭ, общий объем инжиниринговых услуг, оказанных собственными силами организаций, составил 67.1 млрд рублей, в том числе 3.1 млрд рублей на экспорт. При этом основная часть пришлась на инженерно-техническое проектирование, связанное с разработкой технических заданий, технико-экономических обоснований, проектной и технологической документации. Доля услуг по управлению инжиниринговыми проектами составила 10.2%. На прочие инжиниринговые услуги, не относящиеся к проектированию (например, технологический аудит), пришлось менее 7%.

Как, в связи с этим, Вы оцениваете конкурентоспособность Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ?

Мы выигрываем как за счет высочайших компетенций по проектированию объектов машиностроения, так и вследствие уникальной оснащенности центра, в том числе, за счет наличия суперкомпьютерных мощностей. Возможности Центра базируются на научном потенциале ЮУрГУ – крупнейшего университета, а также на основе тесной кооперации научно-технической и лабораторной базы, современных университетских лабораторий.

Создание сложных технических систем в Центре компьютерного инжиниринга опирается на работу в формате MBSE (от англ. Model-Based Systems Engineering, системный инжиниринг на основе моделей). Наши инженеры пошли по пути замены физического эксперимента, прототипа изделия на цифровой макет. В результате появилось одно из ключевых конкурентных преимуществ – удешевление и ускорение разработок за счет использования компьютерных технологий.

А в целом в России на рынке инжиниринговых услуг конкуренция существует и, более того, имеет тенденцию к росту. В конкурентной борьбе участвуют инжиниринговые подразделения промышленных предприятий и центры при вузах. Свою лепту вносят и зарубежные компании. Вместе с тем, отмечу, что возможности отечественных инжиниринговых центров сегодня не покрывают существующий спрос.

Андрей Владимирович, какие задачи сегодня стоят перед инжиниринговым центром?

Наша главная задача – создание базы для качественной инжиниринговой деятельности, формирование и продвижение пакета услуг в области инжиниринга на основе интеграции ресурсов Южно-Уральского государственного университета, а также научных и инжиниринговых организаций, инженерных структур крупнейших промышленных машиностроительных предприятий, Федеральных органов власти, государственных институтов и фондов.

Какие механизмы государственной поддержки использовались центром для становления и развития?

Следует в первую очередь упомянуть Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №218 «О мерах государственной поддержки развития  кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы». Под эгидой этого постановления инженерами центра выполняется несколько крупных проектов.

Инженеры центра являются победителями Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». В рамках этой программы реализованы проекты повышения энергоэффективности и топливной экономичности грузовых автомобилей; разработки компонентов мобильных зарядных устройств для аккумуляторных батарей гибридного и электрического приводов городского грузового и пассажирского автомобильного транспорта.

Задам непопулярный вопрос: с какими проблемами вы сталкиваетесь в развитии центра?

Проблем действительно немало. Во-первых, сегодня заказчики всё чаще склоняются к получению услуг комплексного инжиниринга, предпочитая выполненные «под ключ» проекты. Мы планируем выходить на выполнение проектов именно в этом формате.  В качестве еще одного вызова хочу отметить необходимость построения устойчивых кооперационных связей между инжиниринговыми компаниями, предприятиями и наукой для объединения компетенций и получения интегративного эффекта. Это очень большая и важная стратегическая задача, но без ее решения эффективная деятельность центра невозможна. Эту задачу мы активно решаем.

Расскажите о том, как вы в условиях кризиса на рынке ищете свою нишу, как привлекаете заказчиков и работаете с ними?

Отмечу, что у небольших машиностроительных предприятий в настоящее время налицо проблема доступа инженерного состава к современным средствам проектирования и расчета. Плюс реальная проблема отсутствия самих инженерных кадров, способных работать с современными инструментами. Прекрасной возможностью выхода из этой ситуации является использование возможностей Центра. Кроме того, позиционируя себя как единый коллективный инжиниринговый центр региона, мы минимизируем риски, связанные с инновационной деятельностью предприятий различных отраслей промышленности, что позволяет повысить конкурентоспособность за счет сокращения сроков и ошибок проектирования, трудозатрат и расходов.

Наши главные стратегические партнеры – лидеры отечественного рынка машиностроения. Это крупнейший производитель грузовых автомобилей в России ПАО «КАМАЗ», предприятия корпорации «Уралвагонзавод», один из лидеров российского рынка оборудования для металлургии и горнодобывающей промышленности ПАО «Уралмашзавод», ведущий производитель подвижного состава для железных дорог и городского транспорта ЗАО «Трансмашхолдинг» и другие. Центр компьютерного инжиниринга сотрудничает также с крупнейшими научными организациями – государственными научными центрами ФГУП «НАМИ» (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») – ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения) и «ВИАМ» (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов), а также НИИ Железнодорожного транспорта.

Можете назвать проекты, нацеленные на замещение импортной продукции, которые реализуются центром?

Если говорить в целом, то абсолютно вся проектная деятельность центра направлена именно на импортозамещение. Отмечу, что достижение поставленных Правительством задач развития машиностроения по направлениям автомобильный транспорт, железнодорожный и легкорельсовый транспорт, сельскохозяйственный транспорт, дорожно-строительная техника, лесозаготовительная техника и подъемно-транспортные системы требует разработки конкурентоспособных технических систем нового поколения с использованием новых материалов на основе современных технологий. Именно эти мы и занимаемся, с упором на компьютерный инжиниринг во всех проектах.

Андрей Владимирович, Центр компьютерного инжиниринга планирует выходить на международный рынок?

Да, Центр рассматривает следующие направления международного сотрудничества. Во-первых, это повышение пассивной безопасности автомобильных транспортных средств и средств защиты пешеходов. В результате реализации этого проекта будут созданы суперкомпьютерные модели несущей части кузовов автомобилей, манекенов для виртуальных сертификационных испытаний – лобового столкновения, боковых ударов, опрокидывания и т.д. Проект планируется реализовать совместно с Лёвенским католическим университетом из Бельгии. С этим же университетом мы работаем над оптимизацией характеристик трансмиссии и несущей системы автомобилей для улучшения плавности хода, управляемости, устойчивости и снижения массы конструкции.

Еще одно направление работы – расширение международной базы характеристик и свойств материалов для прочностных расчетов. Благодаря усилиям наших инженеров, международная база данных британской компании GRANTA Design дополнится характеристиками жаропрочных сталей, параметрами моделей материалов, используемых в атомной энергетике и авиации.

Интересный проект разрабатывается с мировым лидером в области станкостроения – компанией Kliengelnberg. Он посвящен развитию международного инструментария расчета элементов зубчатых передач для отечественного машиностроения. Инженеры центра развивают и адаптируют международный инструментарий с учетом отечественных технологических возможностей и материалов, выявленных при совместной работе с ПАО «КАМАЗ», предприятиями группы «ГАЗ», ООО «УМЗ» и др.

Одним из важных условий технологического прорыва России является подготовка кадров. Участвует ли в ней Центр?

Участвуем. Совместно с компанией Siemens мы в сентябре 2017 года запускаем крупный образовательный проект. На базе ЦКИ будет создан учебный центр Siemens, который займется подготовкой кадров в области управления жизненным циклом изделия и производством. В настоящее время центр оснащается высокопроизводительным программным обеспечением, с помощью которого будет вестись обучение студентов, аспирантов и докторантов, повышение квалификации инженеров, исследовательская деятельность. Это позволит построить образовательный процесс на примерах решения инженерных задач и готовить специалистов по обширному ряду направлений, соответствующих требованиям современных промышленных предприятий.

Открытие учебного центра состоится 14 сентября. Университет уже выделил удобные помещения, закупается мебель и техника, на открытии планируется провести большую научную конференцию, собрав инженерную элиту региона.

Какими перспективными проектами сегодня занят центр?

Мы планируем развитие по нескольким направлениям для создания устойчивого бизнеса. С первого дня начали работу по развитию кадрового потенциала и привлечению талантливых инженеров. Собираем в регионе кадры буквально по крупицам – и опытных конструкторов, и молодых талантливых выпускников. Будем и дальше вести работу по привлечению талантливых специалистов.

В перспективе мы нацелены на расширение предложений инжиниринговых услуг центра. Изучаем потенциал новых рынков, исследуем потребности в инжиниринге рынка сельскохозяйственной техники, например. Планируем развивать робототизированные средства производства. Отдельно выделили как перспективное направление проектирование автономных транспортных средств. Планов у нас много. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что сможем развить возможности центра, уже в ближайшие годы увеличив рыночную долю более чем в два раза.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.