«Мы рискнули большими деньгами» — Александр Берестов о новом заводе «молока без коровы»

Холдинг «Союзпищепром» запускает первое в России производство растительного молока, овсяного киселя и йогуртов с объемом выпуска 35 тыс. т продукции в год.

О перспективах проекта и сумме инвестиций президент объединения «Союзпищепром» Александр Берестов рассказал DK.RU.

— Александр Павлович, как возникла идея о производстве напитков из растительного сырья?

— Проект задумывался еще два года назад — уже тогда появилась уверенность в востребованности новых продуктов. Мы проанализировали тренды здорового питания в мире и обратили внимание на то, что потребление продуктов категории Health&Wellness, в том числе растительных напитков, в Америке, Европе, Азии прирастает ежегодно на 6-8%. В России же нет ни одного промышленного производства напитков на растительной основе. Возникла мысль: почему бы и нам не наладить такое производство? Изучили опыт производства в Скандинавии, Италии, Германии, Испании, Австралии, Новой Зеландии. Своеобразным стимулом для создания нового предприятия выступило и то, что крупнейшая транснациональная молочная корпорация Danone вложила $12 млрд в создание аналогичного направления. Это подтверждает, что рынок перспективен, что мы верно уловили тренд.

— Новый проект был анонсирован в прошлом году. На какой стадии он находится сейчас?

— Овсяные кисели и йогурты с различными натуральными вкусами уже появились на полках супермаркетов. В ноябре мы завершаем монтаж производственного комплекса, в основе которого новейшее итальянское оборудование, и уже в декабре приступим к выпуску новой продукции. Это прежде всего овсяное, рисовое, миндальное молоко, питьевые йогурты, кисели — более тридцати наименований. Как и на обычном молокозаводе, нерентабельно выпускать одно только молоко, нужно постоянно расширять ассортимент. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 35 тыс. т продукции в год.

«Мы рискнули большими деньгами» — Александр Берестов о новом заводе «молока без коровы» 1

- А спрос есть?

- Сегодня в стране продается только 5 тыс. т растительного молока в год. Но отчасти это объясняется тем, что сегодня все, что продается в наших магазинах, завозится из-за рубежа, и это сказывается на стоимости товара. Импортное растительное молоко в литровой упаковке тетрапак стоит 200-300 руб. Люди со средним доходом едва ли готовы покупать его каждый день. Мы сможем предложить цену в 2-2,5 раза ниже, при этом качество продукта будет выше.

Люди консервативны в своих предпочтениях, только 20% расположены к тому, чтобы пробовать что-то новое. Вместе с тем, как показало маркетинговое исследование, узнаваемость «молока без коровы» уже достаточно высокая, особенно среди молодежи: в Москве и Питере — на уровне 31%. И в этом плане, как мне видится, растительное молоко напрямую конкурирует не столько с традиционным молоком, сколько со сладкими газированными напиткам и энергетикам, которые так любят молодежь и дети.

Мы зашли в эту нишу первыми в России, подобных проектов в стране просто нет. Конечно, рынок еще предстоит сформировать. Мы — реалисты и понимаем, что с первого дня продаж вся страна не переключится на растительное молоко. Но, к примеру, оценивая динамику продаж овсяного киселя, мы видим, что они постепенно теснят питьевые йогурты.

Уверен, что в ближайшие год-два появятся последователи, которые пойдут проторенным путем. Это логика бизнеса. Но пока нам предстоит конкурировать только с зарубежными производителями.

— Зарубежные производители в основном реализуют соевое молоко. Вы ориентируетесь еще и на напитки на основе овса?

— Соя, безусловно, одна из лучших и полезных культур для пищевой промышленности из-за высокого содержания растительного белка. При этом Россия — единственная в мире страна, которая не выращивает ГМО-сою. Конечно фермерам США, выгодно, когда урожайность в два-три раза выше, чем у нашей вегетативной сои — не 15 центнеров с гектара, а 40. Сегодня идет дискуссия о том, насколько употребление продуктов с ГМО оказывает воздействие на организм человека, и многие ученые с мировым именем убедительно доказывают, что такие продукты абсолютно безвредны. Но люди все равно сторонятся.

Да, мы будем производить соевое молоко, но закупать будем наше сырье на Дальнем Востоке — там выращивается шикарная соя: аминокислотный состав, жирность — все, как доктор прописал. Кроме сои используем овес, который выращиваем сами. Это ещё одна супер-культура, максимально полезная для потребителя.

— Сырье для производства — только российское?

— Прежде всего российское. Ежегодно компания перерабатывает более 500 тыс. т зерна, радиус закупок — около 1000 км. Для новой производственной линии будет использоваться только собственное зерно, выращенное в Челябинской области с помощью органического земледелия.

«Мы рискнули большими деньгами» — Александр Берестов о новом заводе «молока без коровы» 2

— Каковы сумма инвестиций и сроки окупаемости проекта?

— Инвестиции значительные — цифра приближается к 850 млн руб., при этом только четверть инвестированных средств — кредитные ресурсы. По нашим расчетам, срок окупаемости составит от трех до пяти лет. Все будет зависеть от показателей продаж. Суммарная мощность завода — 100 тонн в сутки, но выйти на такие объемы получится далеко не сразу. Будем ориентироваться на спрос, увеличивая производство наиболее востребованных позиций из ассортиментной линейки.

У нас уже есть опыт выведения на рынок новых, инновационных продуктов: так, в середине 90-х мы первыми стали производить мультизлаковые хлопья. И это был оправданный шаг: сейчас только 30% в объеме продаж приходится на овсяные хлопья, а 70% — на мультизлаковые смеси.

Любой бизнес — это риск. Мы рискнули большими деньгами при неопределенной перспективе, но уверены в своем решении. Новый проект обязательно займет достойное место, обеспечив порядка 15-20% в выручке холдинга.

— Что станет основными каналами сбыта?

— В первую очередь, мы ориентируемся на города-миллионники и крупные торговые сети, которые занимают до 70% ритейла. Кроме того, растительное молоко и другие виды продукции будут поставляться в страны СНГ и дальнее зарубежье. Заинтересованность в поставках уже проявили Китай, Германия, Израиль. Планируемые объемы продаж растительных напитков — 1,9 млрд руб. в год.

Надо сказать, что сейчас сложился крайне благоприятный тренд на развитие экспорта: Россия успешно продает зерновые, масличные культуры. Но это полдела. Это все равно, что продавать за границу полезные ископаемые вместо того, чтобы поставлять продукцию нефтехимической отрасли, стоимость которой в пять-восемь раз выше. Конечно, никто не говорит о том, что нужно отказаться от экспорта нефти и газа. Но нужно постепенно перестраивать экономику на глубокую переработку.

Рынки стран СНГ уже давно освоены: свыше 65% пищевой продукции — российского производства. Но сейчас речь о дальнем зарубежье — Америка, Канада, Израиль, Арабские Эмираты, Китай, Япония. Ведущие российские производители в ближайшие пять лет выйдут на существенные объемы поставок за рубеж.

«Мы рискнули большими деньгами» — Александр Берестов о новом заводе «молока без коровы» 3

— С чем связана эта уверенность?

— Во всем мире считается, что производство в России экологически чистое, вся продукция — фактически органическая. Весь Запад и Восток «захимизированы». К примеру, в Китае, чтобы получить достойный урожай — 60 центнеров с гектара — приходится заложить 643 кг минеральных удобрений. А иначе не вырастет зерно в необходимых для Поднебесной количествах, будет голод. В России же огромные земельные ресурсы, мы можем себе позволить выращивать экологически чистый продукт, без химикатов, внедряя органическое земледелие. И это наше конкурентное преимущество.

Во-вторых, рубль сегодня недооценен. Благодаря низкому курсу национальной валюты отечественные производители получают конкурентное преимущество по стоимости продукции на фоне европейских, американских и даже азиатских аналогов. Так что есть все слагаемые успеха: чистый продукт и конкурентная цена.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.