«Коррупционные скандалы в Минэкономразвития заставляют задуматься», — Игорь Лашманов

Бывший замминистра экономического развития Челябинской области о том, почему деньги на крупные мероприятия могут дать Аристов и Алтушкин, о проблемах в Минэкономразвития и отмене ШОС в Челябинске.

Трудности с инвесторами для конгресс-холла к саммитам ШОС и БРИКС могут быть связаны с неэффективной моделью нового министерства экономического развития. На фоне того, что первый замминистра экономического развития Челябинской области Антон Бахаев в июле был задержан по подозрению в хищении бюджетных средств, стоит задуматься об изменениях в структуре. Об этом в интервью DK.RU рассказал бывший замминистра экономического развития, а сейчас заместитель генерального директора завода «ЧЗПСН-Профнастил» Игорь Лашманов.

Почему не получается найти инвесторов в объекты к ШОС и БРИКС?

— Одна из объективных причин —  решение о проведении саммита принято совсем недавно, менее полугода назад, 15 марта. Это вносило неопределенность. Инвесторы гадали: «Будет или не будет?». Ведь надо объективно признать, что Челябинск не самый развитый мегаполис в России, чтобы в него все изначально верили. Взять хоть Сочи, хоть Казань  там уже все готово. Думаю, президент принял такое решение именно для того, чтобы подтянуть Челябинск к лидерам.

Потенциальные инвесторы ждали. Но с марта уже прошло достаточно времени, а о конкретных инвестпроектах не слышно. За исключением местных предпринимателей, которые используют подготовку к ШОС и БРИКС для решения личных бизнес-задач. Взять того же Алексея Наговицына… Ну, молодец же! Как бизнесмен  молодец, воспользовался моментом, трудностями, возникшими при строительстве большого конгресс-холла.

«Таганай» — удачное место для такого мероприятия?

Начну издалека: по обе стороны дороги в аэропорт высажены тополя. Вряд ли кто-то обратил внимание на то, что они необычные. Дело в том, что в 2009 году в Челябинской области проводились военные учения  «Мирная миссия», во время которых в регион приехали президенты пяти стран  участниц ШОС. Учения проходили на Чебаркульском полигоне, я отвечал за работу с послом Китая.

Начальник службы безопасности тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао высказал требование — во время проезда кортежа китайского лидера обязательно должна просматриваться территория не менее чем на 100 м. И все нижние ветки тополей были срезаны, деревья сделали пирамидальными. Служба безопасности главы государства может выдвинуть самые необычные требования, которые обязана удовлетворить принимающая сторона.

Если говорить про конгресс-холл «Таганай», то я точно могу сказать: кортежам 25 президентов нужно больше пространства, чем предусматривает этот объект. Службам безопасности и ГИБДД будет очень сложно обеспечивать логистику и перемещение кортежей. Не самый лучший выбор места, но, учитывая, что времени до 2020 года осталось очень мало, выхода нет.

Остается ли вероятность найти инвестора для большого конгресс-холла?

— До мероприятий осталось полтора года, а объекты нужно возвести под ключ. Мы опаздываем. Наверно, поэтому и принимаются решения о том, что, по крайней мере, на первом этапе финансирование будет вестись за счет бюджета.

Хотелось бы вспомнить историю с потенциальными инвесторами из Турции (компанию Sarıdağlar), которые с готовностью подряжались на строительство конгресс-холла на набережной реки Миасс. Я случайно встретился с одним из топ-менеджеров этой компании, и у меня создалось впечатление, что недостаточно аккуратно сработала именно наша сторона. Ведь инвестора надо лелеять. Его, как невесту, нужно наряжать, сопровождать, на руках носить, любить. А когда допустили, и может быть, неслучайно, утечку информации в СМИ, что турецкая компания чуть ли не банкрот  конечно, это им не понравилось. В их высказываниях звучала обида: «Мы строим по всему миру. Мы удивлены, что здесь нас называют чуть ли не банкротами». Тем более, они готовы были вложить свои средства, и даже если бы стали банкротами, конгресс-холл ведь никуда не унести, он бы в любом случае остался бы в Челябинске.

Можно ли привлечь собственников крупнейших региональных предприятий к строительству объектов? 

— С этого и надо было начинать! Но сейчас, мне кажется, уже поздно. Помните фильм «Крестный отец»? Если привести убедительные доводы, то почему нет? Вкладываются же они в крупные мероприятия, хоккейные команды…

Ходят слухи о том, что в Челябинске пройдет только саммит БРИКС. Это многое меняет?

— Это не меняет ничего. Некоторые страны входят и в ШОС, и в БРИКС. Поэтому небольшая разница: приедут в Челябинск 25 президентов или 20. Важно, что в БРИКС входят страны-лидеры на своих континентах: Бразилия  в Южной Америке, ЮАР  в Африке. Кроме них — Индия, Россия и Китай, но на саммиты обычно приезжают еще представители более 15 приглашенных стран.

А в чем польза саммитов для Челябинска?

Если сложить население восьми стран, которые входят в ШОС, то получится население половины мира. Проведение саммитов дает мощнейший толчок развитию города и в целом региона. Это заметно уже по тому, как развивалась Уфа после 2015 г., как она преобразилась во время подготовки к мероприятию, стала намного более привлекательной в туристическом и экономическом смыслах. Двадцать пять глав государств, десять тысяч гостей  ответственность перед регионом астрономическая, но участие в мероприятии блока — при том не военного, как НАТО, а экономического, связанного с бизнес-связями между странами, — это большая удача.

Правда ли, что при подготовке к крупным событиям в любом случае есть большая сумма денег, которую нельзя подогнать в госзакупки из-за сжатых сроков? Поэтому за растраты можно посадить любого чиновника, который организовывал такие мероприятия?

— Да, часто случаются ситуации, когда закупки провести уже нельзя – нет времени на эту долгую процедуру: сначала нужно заявить о проведении конкурса, потом подать документы. Но в мероприятиях, особенно с участием президента, следует соблюдать особую осторожность. Ведь не добавляют коррупционные скандалы ничего хорошего в имидж области.

Знаете, я очень симпатизирую министру экономического развития Сергею Смольникову. Но посмотрите на последние события: Бахаев, заместитель министра, получается, не подчиняется министру, раз принимает серьезные самостоятельные решения? Лично я сторонник жесткого единоначалия.

К саммитам Челябинск готовят сразу несколько структур и агентств Министерства экономического развития. Оправдано ли, на ваш взгляд, такое разветвление?

— Министерство экономического развития появилось, когда губернатором был Петр Иванович Сумин. Необходимость назрела, так как сформировалось множество полномочий, за которые не мог отвечать лишь комитет или управление по экономике, существовавшие прежде. Не существовало множества структур и агентств, которые есть сейчас, названия и функции которых мне порой неизвестны, и, вероятно, эти структуры тянут одеяло каждый на себя. Хорошо это или плохо? Ответом на этот вопрос является результат, и я не могу сказать, что эффективность министерства резко возросла в последние годы. А ведь на возникновение и содержание этих структур тратятся десятки миллионов рублей. И последние коррупционные скандалы заставляют задуматься об эффективности их работы.

Читайте также: «Представляете драйв молодых ребят, которые тотально меняют город?» — Сергей Смольников

Это важно и с другой точки зрения. Однажды мы подписывали соглашение между Челябинской областью и Арменией. Вообще это почти не практикуется, ведь получается, что субъект подписывает соглашение с государством. Шли к этому два года, согласовывали все через Путина, который тогда был премьером.

И Юревич не поехал на подписание, поехал замгубернатора Юрий Клепов! В ответ вместо премьер-министра Армения отправила на подпись начальника департамента. Статус соглашения стремительно полетел вниз.

Принимая во внимание то, кто именно с ними работает, они оценивают, насколько проект важен для другой стороны. Если их в регионе принимает агентство или второе-третье лицо, то это будет одобрение в смысле: «Ну… хорошо». А делать что-либо без участия высокопоставленного чиновника они не будут. Вот и получается в итоге, что турецкая фирма, которая готова была строить конгресс-холл, в результате оказывается «банкротом», как это сообщалось в наших СМИ после информационного вброса этой лжи.

При работе с Европой это происходит по-другому?

— Да, там более демократическая система, и в деловых встречах могут принимать участие и структуры, которые даже не имеют прямого отношения к государству. Но ведь в Европе такая практика складывалась столетиями! А российские чиновники должны лавировать, и в регионе это задача министра экономического развития: понимать, где присутствие руководства бессмысленно, а где без этого ни о каком сотрудничестве между странами говорить нельзя. В странах, где чиновник  царь и бог, в первую очередь азиатских, представители власти обязательно должны присутствовать не только на переговорах, но и сопровождать проекты от и до.

Что еще вы бы изменили в работе Минэкономразвития?

— Еще я не понимаю, почему ушли от формата инвестиционных форумов? Мы каждый год проводили их в «Завьялихе», «Юбилейном», «Абзаково», «Солнечной долине» вместе с открытием горнолыжного сезона. С удовольствием приезжали и потенциальные партнеры, и генеральные консулы, которые работают в Екатеринбурге.

Известные, высокопоставленные люди потом привозили туда потенциальных инвесторов — это и есть реальное, а не декларируемое государственно-частное партнерство. Но сейчас такой формат привлечения инвестиций не используют. Я считаю, это неправильно. Ведь сейчас, например, на нашем заводе работает 500 человек и только двое  я и директор — знаем о Стратегии развития Челябинской области до 2035 года. 498 человек об этом никогда не слышали. Так зачем создавать документы, которые никому не нужны? А вот проводить мероприятия, которые показывают область с другой стороны, конечно, нужно.

Расскажете еще интересные случаи наведения бизнес-мостов?

Однажды в регион по нашему приглашению приехал министр рыболовства Сахалина Александр Ким. А там министр рыболовства  это самый главный министр. Мы тогда помогали наладить поставки рыбы в Челябинскую область, сопровождали сахалинский бизнес как чиновники. Был июль, жара +30 градусов. Я отвез министра на Тургояк, и когда он наловил там чебаков, то просто обомлел: он такой рыбы в жизни не видел! В котелке на острове Веры мы сварили уху… Мы его четыре дня выгнать не могли. Он реально увидел, что Челябинская область  это не только трубы и дым. Бизнес-мост с Сахалином был построен!

Среди главных проектов нового министерства  ВСМ и «Малая Сосновка». Проекты удачные?

— Я уже сказал определенным людям: «Уберите из Стратегии-2035 «Малую Сосновку», туда следователи скоро придут!» Если вы что-то начали, так  доделайте, а не занимайтесь говорением. Ну, построили дорогу к болоту. А как там строить производство? Там же никаких коммуникаций, только подстанция электрическая, но мощность минимальная, она не может дать энергию всем субъектам. А то пиара много, а на самом деле там ничего нет.

А к ВСМ Челябинск  Екатеринбург я отношусь абсолютно отрицательно. Понимаю, если бы у нас были какие-то свободные сумасшедшие деньги, или, как в фильме «Ширли-Мырли», мы выкопали бы гигантский алмаз, и в России можно было бы десять лет никому не работать. Но когда мы отрываем деньги от важных проектов на высокоскоростную магистраль, хочется задать вопрос: «А для чего?» Если по этой ВСМ на скорости 300 км в час будут летать электрички, это же Нью-Васюки какие-то. Это же в классике все описано давно. Нужно открыть книжку и прочитать. Повторяю, это для чего? Чтобы из Челябинска люди ездили на работу в Екатеринбург? А зачем это Челябинску? Из Екатеринбурга точно сюда не поедут  к сожалению, мы многое упустили. Или 20 грузовых поездов в день будут со скоростью 300 км в час перевозить некие грузы? А зачем? А может, все-таки сделаем нормальную дорогу между Екатеринбургом и Челябинском? Ведь все плюются на этом небольшом участке, который там осталось завершить. И все  этого достаточно. Ведь на машине по хорошей дороге 1,5 часа  и в «Кольцово». В экономическом плане ВСМ явно нерентабельна.

Но там есть несколько инвесторов  ЧТПЗ, РМК, ММК. Суммы их вклада небольшие, но все-таки, зачем им эти вложения?

— Наверно, для кто-то это политический ход. В «Урал промышленный – Урал полярный» тоже вкладывались серьезные игроки. Это не привело к реализации, сейчас мы слышим только о коррупционных историях, связанных с этим проектом.

Во время работы в министерстве вы курировали в том числе и туризм. Сейчас чиновники много говорят о привлечении китайских туристов на Южный Урал, это возможно?

— Насчет китайцев точно иллюзий строить не нужно. Я много с ними работал,  бывал в Китае, мы с министром Клеповым создавали здесь первый Китайский деловой центр. Тогда даже летал самолет из Челябинска в Харбин.

Но китайцы не поедут в Челябинскую область с туристическими целями. Китайцы поедут по Золотому кольцу России, в Москву, Санкт-Петербург, где масса интересных исторических объектов, даже в Екатеринбург, потому что там есть объекты, связанные, например, с гибелью Николая Второго.

Ждать, когда китайцы массово поедут кататься на горных лыжах в Челябинскую область? К сожалению, для Китая это не тот вид спорта. А вот европейские туристы  возможно, опять-таки «Солнечная долина» доказала это. Но только если мы вернемся к опыту приглашений иностранных лидеров в курортные места и проведению там деловых встреч.

Что еще мешает туризму на Южном Урале?

— У нас дорог нет. Мы еще с Юревичем обсуждали это. Допустим, люди прилетели в Уфу зимой. Первая остановка в Аше. Покатались на горных лыжах, дальше — Завьялиха, Куса, Златоуст, Миасс. Но ведь по нашей «дороге смерти», как иногда её называют, перемещаться не всегда безопасно и уж точно непредсказуемо. Тем не менее, важно привозить людей и показывать потенциал региона. А еще нужно, чтобы мы открывали сайты на английском языке, вводили Chelyabinsk, и не вылезала только информация об аварии на «Маяке» в 1957 году, фотографии Карабаша или последние экологические скандалы. Нужно рассказывать о нашей области, про наши три тысячи озер  а больше их только в Карелии, про наши замечательные леса и горы  и привозить сюда людей!

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.