Константин Захаров: «Дорога смерти» может привлечь миллиарды долларов

«Крупнейшая транспортная артерия страны позволяет привлечь миллиарды долларов. При этом не нужно ждать от бизнеса, что он сам зайдет на эту трассу и что-то там построит», - считает Захаров.

Константин Захаров, вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области, лидер регионального отделения «Деловой России»:

Туристическая отрасль является одной из ключевых во всем мире, а Челябинская область - один из регионов Российской Федерации, который обладает колоссальным потенциалом развития этого направления.

У нас больше 3000 озер. «Жемчужины Южного Урала» Тургояк и Увильды пользуются огромным спросом у жителей соседних регионов. Они на эти объекты настоящие паломничества совершают летом.

Все это благодаря огромному рекреационному потенциалу, которым нас наградил господь Бог и сама природа. Если бы этот потенциал был красиво упакован, обрамлен, то регион был бы привлекателен для жителей всего мира.

Мне возразят, что у нас нет морей, у нас холодно. Но это наши собственные штампы. Мы живем на территории, где шесть месяцев в году зима, поэтому нас тянет туда, где жарко и есть море.

Но большая часть населения Земли живет у экватора, и их тянет туда, где прохладно, где есть снег и зима. Если мы создадим благоприятные условия, то огромное количество людей с деньгами поедет к нам и создаст новую индустрию.

Два столетия развития промышленного сектора сыграли злую шутку с нашей территорией. Мы слишком много внимания этому уделяли и сейчас имеем перекос, побочные эффекты, связанные с экологией. Две трети населения Челябинской области живут в крупных городах, где есть эти проблемы. Но уже через в 20-30 километрах от мегаполисов локальных проблем очень мало. Наш туристический потенциал сопоставим, а во многом и превосходит промышленный потенциал.

Хочу привести два примера: глобальный и локальный. Два года назад Екатеринбург боролся за право проведения у себя мировой выставки «Экспо». Чтобы был понятен масштаб мероприятия –  к одной из таких выставок была построена Эйфелева башня, а с годами «Экспо» только приобрела размах.

Сейчас в них участвуют сотни стран, каждая из них строит павильоны стоимостью от 12 до 35 млн евро. Общие вложения оцениваются в десятки миллиардов евро, но они окупаются в четыре-пять раз. Даже одно такое мероприятие кардинально меняет облик территории, делая ее раз и навсегда привлекательной для будущих туристов, поскольку появляется множество новых гостиниц, точек питания, новых дорог и т. д.

«Экспо» в 2017 году будет проходить в Астане. Но если пофантазировать и представить, что Екатеринбург все-таки победил и проведет это мероприятие совместно с Челябинском? Сейчас же это модно: строительство ВСМ, объединение двух городов в одну конурбацию, быстрое перемещение людей на большие расстояния.

При нынешних масштабах «Экспо» все те 100 километров, которые нас разделяют, как раз были бы плотно заполнены павильонами из разных стран.

Представьте: четыре месяца около миллиона человек прилетают в один город, посещают различные рекреации, а потом переезжают в другой город, там опустошают свои кошельки и улетают уже из него.

Теперь локальный пример. Наша федеральная трасса М5 в народе получила название «дорога смерти». Но по ней ежедневно перемещаются миллиарды рублей в буквальном смысле слова. Это деньги, которые тратят водители на заправках, в кафе, в гостиницах и т.д. При этом уровень сервиса очень слабый. Если применять европейские стандарты – сервиса там нет совсем.

Потенциал развития только одной этой дороги огромен. Крупнейшая транспортная артерия страны позволяет привлечь миллиарды долларов. При этом не нужно ждать от бизнеса, что он сам зайдет на эту трассу и что-то там построит.

Сейчас как раз такой подход там реализован и за редким исключением появились лишь какие-то стихийные ярмарки, где продают самовары и пневматические пистолеты.

Что могло бы сделать государство? Создать или привлечь европейские франшизы придорожного сервиса. Для этого надо обеспечить инфраструктуру: подтянуть туда электричество, газ, воду. Необходимо самостоятельно подготовить и выделить участки, чтобы бизнес не ломал бы годами голову, как их оформить. Государство могло бы быть гарантом перед банками для небольшого, семейного бизнеса, которому не хватает оборотных средств для развития, но который готов был бы туда зайти.

Это задача государства, отдельные бизнес-структуры с ней справиться просто не смогут. Но такой подход гарантирует появление высокого уровня сервиса, территория станет привлекательной для капитала.

Если расширять этот план, то дальше по М5 мы увидим великолепный горный кластер, речной туристический кластер и так далее.

Это все должно стать частью долгосрочной стратегии развития региона. Помимо подготовки к крупным мероприятиям, очень хотелось бы иметь долгосрочные планы, в которых учитывались бы все аспекты: и финансирование, и создание условий для развития, и гарантии возврата инвестиций.

Эта стратегия должна быть результатом совместной работы государства, бизнеса и общества. Она в конечном итоге подспудно поможет решить и экологические проблемы. Южный Урал должен стать привлекательными не только для туристов, но и для тех, кто здесь живет. Люди должны видеть не только свое будущее, но и будущее своих детей.

Колонка написана для рубрики «Особое мнение Челябинск» и спецпроекта «Будущее города» на основе выступления Константина Захарова на конференции «Особенности и механизмы взаимодействия власти и бизнеса Челябинской области. Проблемы и пути решения»

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.