«Имя для челябинского аэропорта — хороший тест на знание близкой истории»

Прежде чем назвать челябинский аэропорт чьим-то именем, нужно понять, что оно расскажет о городе и его жителях гостям Южного Урала, уверен колумнист DK.RU Айвар Валеев.

Айвар Валеев, журналист, общественный деятель:

— Идея присваивать крупным российским аэропортам имена выдающихся деятелей прошлого — хороший тест на знание географически близкой истории, на понимание собственной идентичности и ценностей. А кроме того — как это все можно совместить с маркетингом территории.

Задача непростая. Что и подтверждает обсуждение потенциального имени челябинского аэропорта на популярном городском портале и в соцсетях.

Какие варианты предлагают комментаторы? Упражнения в остроумии в расчет не беру, поэтому: Татищев, Пугачев, Курчатов, Зальцман, Герасимов, Скобликова, Митяев… Вероятно, здесь появится и кто-то из знаменитых хоккеистов. Но уже понятно, что список, прямо скажем, невелик. Дефицит свободно конвертируемых имен — тоже характеристика Челябинской области: молодая она, в следующем году будет всего 85 лет.

Между тем жители области довольно четко, пусть и на интуитивном уровне, чувствуют свою особость. Даже на Урале, потому всегда уточняют, что наш Урал — Южный. Свердловчане, курганцы, пермяки — другие.

В этом смысле фигура Василия Татищева — самый академичный, на мой взгляд, исторический вариант — нам не вполне подходит. Ибо не выделяет нас, а напротив, стереотипизирует. Татищев в неменьшей степени может считаться екатеринбургским и пермским историческим персонажем. Да, собственно, наши соседи его уже и присвоили.

Остроумно выглядит предложение назвать челябинский аэропорт именем Емельяна Пугачева. Отчасти наша область — это и казачья история. Пугачев для людей моего поколения — культурный герой. Во всех смыслах — и как персонаж литературы, и как мифологический: он хоть и своеобразный, но преобразователь мира.

Правда, боюсь, Пугачев в новой реальности может быть легко интерпретирован как экстремист и бунтовщик. Тем более, в жизни он им и был. Спасибо Пушкину, иначе за посты с портретами Пугачева сейчас заводили бы дела…

Вообще, тема истории очень горячая. Это просто удивительно! Люди готовы покусать друг друга, споря о памятниках. Может быть, поэтому у нас их так мало? А мало памятников — мало героев. Тут ведь взаимная зависимость.

Почти идеальным попаданием кажется имя Курчатова. Во-первых, Игорь Васильевич — наш земляк, он из Сима. Во-вторых, ученый, что подчеркивает интеллектуальную, а не только пролетарскую мощь региона. В-третьих, это тот случай, когда атомное оружие явилось оружием спасения и в конеченом итоге обеспечило нам мир. В-четвертых, благодаря Курчатову в области появились новые города и отрасли хозяйства.

В список достоинств кандидатуры «отца советской атомной бомбы» я бы включил и яркий портретный образ. Знаменитая борода и несколько демоничный взгляд на футболках выглядели бы не хуже Че Гевары.

Однако у Курчатова есть и минусы. Причем они весьма существенны, если мы говорим о маркетинге места.

Продавец ведь должен посмотреть на товар глазами покупателя, так?

А покупатель, увы, увидит не воплощение интеллекта, а скорее последствия аварии на «Маяке», оживит в памяти историю (или миф) с рутением, вспомнит, что многое, сделанное на заводах в Челябинской области, было призвано эффективно уничтожать людей — ну ведь по сути так! Гостю довольно затратно будет рассказать нашу версию событий из школьного учебника истории. Да, мы знаем, что мы правы, но уместно ли рвать рубаху на груди, когда нужно расположить к себе человека?

Очень неплох вариант Сергея Герасимова — уроженца села Кундравы, выдающегося советского кинорежиссера, актера и педагога. У нас о нем вспоминают незаслуженно редко, а ведь это колоссальная фигура! В его монументальных произведениях, конечно же, помогавших КПСС окормлять советский народ, между тем, находилось место разговору о человеке и даже вопросам экологии — взять, к примеру, фильм «У озера»!

Но лично у меня душа лежит к другому имени. Петр Иванович Сумин.

Политик в данном контексте вообще-то не самая лучшая профессия для героя. Но в Сумине мне ценно его убеждение, что Южный Урал — Центр мира. Сумин никогда не мыслил себя в другом месте. В этом смысле он отличается от многих так называемых «успешных земляков», прилетающих утренним рейсом за премией «Светлое прошлое», чтобы вечерним вернуться в Москву. Или чиновников нового поколения, буквально сбегающих из региона по окончанию срока службы. 

Да, Сумина нужно объяснять приезжим. А может быть, это как раз хорошо? Если человек беззаветно любил Южный Урал, то это же повод рассказать, за что наш край можно любить и другим. Боюсь, все другие имена уведут разговор в сторону.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.