Директор «Элефант» Михаил Смирнов: «За что ни возьмись — Челябинск не готов к ШОС»

По мнению директора ГК «Элефант» Михаила Смирнова Челябинск нуждается во взгляде со стороны, диагнозе: «Города как и люди умирают, если мы глобальные проблемы не решим — Челябинск обречен».

Директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов:

«Главная польза от саммита ШОС на сегодняшний день в том, что мы хотя бы начали задаваться вопросами о будущем Челябинска. Наверно, в первый раз мы можем посмотреть на город со стороны.

Требование к саммиту минимальны. Это не олимпиада или чемпионат мира, любой нормальный миллионный город на планете способен такие мероприятия проводить «на раз». Сегодня мы понимаем насколько мы далеки от них, за что ни возьмись — город не соответствует.

Не надо ориентироваться ни на какую Уфу, Екатеринбург, который 20 лет назад был криминальной столицей страны, или Казань, которая 15 лет назад была криминальной столицей. Давайте ориентироваться хотя бы на 50 лет вперед. В Америке принята программа с какими-то просто мифическими цифрами по возрождению Детройта. Там пять Челябинсков можно построить с нуля. А мы где-то на уровне Тольятти, Саратова...

Все эти разговоры, мол, дайте деньги - мы сами можем что-то спроектировать... Я как человек с техническим образованием скажу вам — нет. Челябинск вообще не умеет проектировать, за последние 20 лет не построено ничего такого, что можно было бы показывать людям.

Все последние годы мы гнались за самым дешевым квадратным метром. У нас сегодня нет геплана, а когда он появится, то просуществует минут 10-15. Последний раз на заседании общественной палаты нам представляли Челябинскую агломерацию. Тушите свет! Территория, которая расчитана для жизни 1 млн 600 тыс. человек. В абсолютно равных условиях находятся поселки Красноармейского района и Центральный район Челябинска. По всем параметрам: обеспеченностью транспортом, жильем. В планах это записано! Вокруг Челябинска два кольца диаметром 90 километров, транспортная схема основывается на трех ветках челябинского метро....

Вообще, способны ли мы спроектировать, понять, представить, как существует современный миллионный город? Мы приезжаем в Екатеринбург к вице-мэру по транспорту: «Что делать с маршрутками?». Человек посмотрел на нас и сказал: «Ребят, я сейчас выбираю место для хаба между Курганом, Челябинском и Екатеринбургом. Мы готовимся проектировать скоростную магистраль за $ 2,5 млрд. Мы разрабатываем новую линию метро. А вы меня про маршрутки спрашиваете?»

И это уровень проблем… Почему мы устроили этот архитектурный конкурс? Как в том анекдоте: а давайте нашего фокстерьера поведем на собачью выставку. Правильно! Пусть посмотрит как выглядят настоящий фокстерьеры. Эта та же самая история. Давайте на настоящих архитекторов посмотрим. Что можно сделать из всего этого.

Города как люди, они могут умереть. Посмотрите на Магнитогорск. Там население уменьшается на 2-3% в год. Для меня ШОС с этой точки зрения важен. Посмотреть объективно. Как диагноз получить. Не с точки зрения на труп посмотреть, а сделать компьютерную томографию. Приедут люди абсолютно не завязанные на Челябинск, посмотрят: скажут, жив пациент, или скорее мертв. А будет ШОС, не будет…

Этот город проектировали едва ли не лучшие институты в стране. Он с таким запасом сделан: по ширине улиц, по планировке, по расположению заводов...  Дайте наши улицы Екатеринбургу — они будут счастливы. Потенциально из него можно сделать не просто конфетку, а настолько пригодный для жизни город, что мы себе даже представить не можем.

При этом Челябинск сейчас занимает третье место в стране по площади. Больше Екатеринбурга на 30%  при бюджете меньшем на треть. И он продолжает ползти вширь. Это деньги представляете какие? Надо коммуникации строить, обслуживать их. И если еще не будет какой-то концепции центра…

Мы все время ведем мониторинг выпускников. Школа №1, лицей №11, 31. Последние 50 лет они формировали чиновничьи и властные структуры Челябинска. Сегодня из 340 выпускников в городе осталось 17. Почти 80% поступили в вузы Екатеринурга. Не Москвы или Лондона. Через дорогу буквально, два часа на машине. При этом происходит «курганизация населения» — это ведь уже стал у нас очень известный термин. Мы принимаем людей из депрессивного региона.

Челябинска еще 30 лет назад был абсолютно закрытым. Но тогда на заводах работало 600 тыс. человек, а сейчас только 60 тысяч. Причем основные поступления были с машиностроения, высокоточных производств, а не с металлургии. А что сейчас? Раньше занимались электроникой, а теперь песок промываем? У нас имидж промышленой и ядерной помойки. Дети скоро начнут убегать из региона еще со средней школы.

И в этой ситуации мы начинаем говорить: а давайте мы в бору еще четыре гостиницы воткнем. Из 24 запланированных — четыре в бору. Надо понимать, что еще 500 метров в радиусе от нее станут непригодными. В обычных условиях вы никогда на территории Центрального стадиона гостиницу не построите. Бизнесмены решают свои локальные задачи, я их прекрасно понимаю. Но этот кусок зеленый - единственное, что осталось в городе. В войну не вырубили, хотя очень хотелось.

Есть проект проспект Ленина продлить до плотины. Чудесное решение! Влет будем на западный берег Шершней добираться. Но потом будем строить диспансеры и выезжать отсюда целыми кварталами. Это о чем говорит? О том, что Челябинск в принципе не готов для проведения таких мероприятий. Мозгами не готов.

И мы начинаем с самого вкусного  — а давайте под ШОС выбьем где-то землеотводы. Напротив «Видгофа» строить еще одну гостиницу с видом на Меридиан, с запахом креозота Трансиба. Зачем?

У нас нет нормальных планировочных решений, нет нормального перетекания общественных пространств. Не решив этих проблем, мы начинаем думать: «А какую прибыль мы извлечем из ШОС»?

Если мы глобальные проблемы не решим — город обречен».

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.