Владислав Смирнов: «Бизнес ожидает очень серьезная финансовая нагрузка»
Какие дополнительные финансовые ресурсы потребуются бизнесу из-за демографической ямы и кризиса, рассказал начальник регионального главка по труду и занятости населения Владислав Смирнов.
Какие дополнительные финансовые ресурсы можно получить на государственном уровне, рассказал начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов.
— Владислав Валентинович, правда ли, что ценность человеческого капитала на рынке труда будет расти?
— Да, такой динамики по снижению безработицы, которая наблюдается сегодня, мы не видели несколько лет. Подобное явление обычно характерно для начала выхода из кризиса. Однако после весны 2016 года, когда кризис плавно начал отступать, вместо закономерного замедления снижения безработицы в связи с насыщением вакансий, мы внезапно начали ускоряться. Безусловно, это вызывает некоторое напряжение.
— Почему так происходит?
— Прежде всего, это последствия демографической «ямы», которая будет играть очень большую роль в экономике страны в целом, и предприятий в частности, в ближайшее десятилетие. Сегодня за счет структурных дисбалансов по подготовке специалистов у нас нарастает дефицит кадров в звене молодых и средневозрастных работников, но бизнес зачастую не хочет верить реальности.
Многие думали: зачем увеличивать заработную плату? Зачем стабилизировать персонал? Тем временем демография каждый день продолжала идти на спад все эти годы: кризис рождаемости 90-х очень сильно подравнял под себя целые социальные институты общества: как вы помните, пустовали детские сады, школы, ПТУ, техникумы, и сейчас вся эта история пришла на рынок труда.
— Какие компании испытают наибольшие сложности?
— Сегодня все – от крупных корпораций до микробизнеса – оказались в «одной лодке». Возрастание ценности человеческого капитала приводит к тому, что за кадры начинается серьезная конкурентная борьба, а это значит, что внутри бизнеса ожидается серьезное перераспределение финансовых потоков и дополнительная финансовая нагрузка.
Прежде всего, сильно возрастает спрос предприятий на модернизацию основных фондов и покупку оборудования, и второе – это прямая необходимость повышения заработной платы, которое мы можем наблюдать уже сегодня.
Более того, я уверен, что скоро наступит период массового развития учебных центров работодателей, потому что кадровый кризис явно ставит на повестку дня краткосрочную учебную подготовку, в том числе, повышение квалификации специалистов и их обучение работе на современном оборудовании.
— Возможно, на рынке труда существуют какие-то финансовые ресурсы поддержки бизнеса на областном уровне?
— Безусловно, они есть. В Челябинской области до 2019 года принята программа дополнительных мер поддержки категории граждан, которые испытывают трудности на рынке труда. В ее рамках планируется финансовая поддержка предприятий, которые принимают на работу инвалидов по направлению центра занятости. В этом случае мы компенсируем затраты на заработную плату этого работника, а также его наставника, снимая таким образом часть финансовой нагрузки с предприятия. Ежемесячный размер компенсации не превышает 13755 рублей, максимальный период действия льготы – 3 месяца. В этом году из областного бюджета на эти средства выделено более 2,4 млн рублей.
Второе актуальное сегодня направление – предоставление субсидий инвалидам на открытие собственного дела. Эта дотация может быть потрачена безработным на лицензии, аренду офиса, покупку мебели, оргтехники и прочие целевые расходы. Размер компенсации на открытие своего дела в рамках областной программы составляет 67 тысяч рублей, воспользоваться в этом году ей могут 10 человек.
— У нас есть успешные случаи, когда граждане с ограниченными возможностями становятся предпринимателями?
— Вопрос в том, на кого работает самозанятый инвалид, который получает от нас дотацию, потому что микробизнес, как правило, всегда работает в чьих-то интересах. Всем проще и понятней, когда человек с ограниченными возможностями работает обособленно и выдает готовую продукцию своей деятельности заказчику. А вот заказчиком как раз является средний и крупный бизнес – это одна из возможных и успешно работающих схем.
— Можно ли назвать отношения между бизнесом и людьми с ограниченными возможностями проблематичными?
— К сожалению, такая проблема есть, хотя мне она не совсем понятна. У нас большинство инвалидов трудоспособного возраста, кроме того, это очень высоко замотивированные и ответственные работники. Также не нужно забывать о том, что современные технологии позволяют бизнесу привлекать инвалидов, не организуя для них специально оборудованных рабочих мест, потому что они могут не менее эффективно работать на дому.
Учитывая все эти факторы, странно видеть, как расчетливый по своей природе бизнес упускает возможности льгот, которые появляются при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Но я надеюсь, что новый механизм поможет решить эти проблемы, и бизнес будет использовать финансовые ресурсы максимально эффективно, активно передавая при этом инвалидам навыки профессии и квалификации.